Умнейший собеседник Пушкина, Вяземский — ив своем творчестве оригинальный мыслитель, тонкий наблюдатель и авторитетнейший критик, который до конца жизни сохранил те высокие критерии, какими руководствовались друзья его юности...
...
Вяземский в ранний период своего творчества не был поэтом-философом, как Баратынский. Его стихи — это не философские раздумья о вечных проблемах бытия, а отклик на повседневную действительность, факты общественно-политической и культурной жизни. «В молодости он много размышлял о смысле жизни предстоящей — не жизни вообще, а собственной, единственной. В старости — о содержании жизни минувшей; прожитой» (В. Перельмутер). Ему, как в свое время и Баратынскому, суждено было на склоне лет «углубиться в себе». Он в полной мере испытал трагедию конфликта «отцов и детей». В новой исторической эпохе (60—70-х гг.) он чувствовал себя как «запоздалый гость другого поколенья» и пережил то, о чем так провидчески писал Пушкин в стихотворении «19 октября 1825 г.»:
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Из Предисловия Л. Страховой